Главная страничка Программы Статьи Описания Музыка DJ Zone Авторская страничка Чат Форум Гостевая книга Полезные ссылки Веб-мастер сайта

Рейтинг@Mail.ru

The Best Sites

| Главная | Программы | Статьи | Описания | Музыка | DJ Zone | Авторская | Чат | Форум | Гостевая |

Статьи

Обработка звука. Часть II
ещё раз о высоких частотах и "живом" звучании



Уважаемые музыканты, речь сегодня будет идти сразу о нескольких вещах. Первое, мы попытаемся ещё раз рассмотреть все тонкости высоких частот, а второе, посмотрим как ещё можно придать музыкальному произведению насыщенную (профессиональную) окраску.

Для многих качество CD, стало культом. Действительно, если какая либо вещь записана на компакт-диск, то скорее всего это является залогом хорошего качества. Зачастую бывает немного иначе.

В этот раз для анализа я использовал отрывок записанный с компакт- диска, который сравнивал со звуком Close-Hat, взятым от популярного драм синтезатора Roland. Музыкальный сэмпл взят с диска «Compost one hundred» первый трек Minus 8 - Come Along. В начале этого трека играет довольно привлекательное вступление. На слух высокие частоты звучат просто изумительно и воздушно, как в прочем и должно быть, однако анализ - это то, без чего обойтись никак нельзя.

Изумлению моему не было предела, АЧХ сэмпла имел ощутимый спад после 15kHz. Некоторые заметят, что в принципе это не столь важно, так как область в 20kHz лежит уже вне пределах человеческого восприятия, а 15 уже довольно близко к этому пределу. Может и так, но ведь этим и отличаются хорошие фонограммы, которые имеют в себе составляющие даже ультразвука!!! Хотя ультразвук и не ощущается буквально, но в общей совокупности привносит в музыку необходимый колорит. На графике исходный сэмпл обозначен синей линией.

Решив не останавливаться на этом я попытался посмотреть насколько сильно происходит спад верхних частот. Для этих целей при помощи параметрического эквалайзера были вырезаны все частоты до 10kHz (эта цифра мне показалась достаточной). После нормализации я ожидал услышать более красивую картинку, но результат был разумеется иным.

В принципе конечно высокие частоты стали заметнее, к тому же это не был обычный фон, но вот вся воздушность исчезла. Это наводит на мысль, что воздушные верха возникают в более низком частотном диапазоне, а 15-20 kHz, просто вносят в этот процесс свою небольшую лепту. На графике трек прошедший частотную обработку представлен жёлтой линией.

АЧХ сэмплов

Теперь всё это дело сравним с синтезированным звуком. На графике представлен красной линией. Сразу видны отличия.В отличии от своего CD собрата, высокие частоты сохраняются на протяжении 15-18 kHz и имеют только незначительный спад в области 20kHz. Мне кажется здесь вполне можно говорить об ультразвуке, хотя если признаться, чисто на слух синтезированный звук звучит не очень.

Из всего вышесказанного вы должны были сделать один простой вывод. В погоне за чем- то одним, не забывайте про общее. Можно конечно до отупения повышать высокие частоты, вставлять в сэмпл ультразвук, но зачем? Человек этого не оценит, а летучие мыши скорее всего не поймут. Важна общая окраска, о чём мы и поговорим.

К сожалению большинство начинающих музыкантов страдают одной очень распространённой ошибкой. Эта ошибка перекочевала в след за трекерной музыкой. Кто не в курсе - там вместо синтезированных инструментов используются небольшие звуковые отрезки - лупы. Сама ошибка заключается в следующем. На протяжении всей композиции, сэмплы эти играются одинаково, без всяких изменений. Из за этого, музыка теряет колорит.

Человеку больше всего претит однообразность. Ударник (человек играющий ударную партию) никогда не приложит силу одинаково. В следствии этого каждый унц-унц-унц.... или бум-бум-бум... звучит абсолютно по разному. Вот вам уже и колорит. Конечно не у всех есть дома барабаны, но ведь не обязательно их иметь, важно понимать суть. Для этого можно использовать секвенсоры - программы поканального сведения треков. Перегоняем партию хэтов, бочек и.т.д в отдельные треки и пошли менять их характеристики. Для начала можно немного варьировать громкость звучания (только немного 1-2%).

Второе - использование различных фильтров Reverb, Delay. Тут нужно будет долго возиться, так как всё зависит от конкретной мелодии. В некоторых случаях хорошая реверберация может помочь делу, а в некоторых наоборот, навредить.

Третье - создание настоящего эффекта присутствия. Скажите мне, какой прок от стерео звучания, если на обоих каналах звучит одно и тоже. Идеальный вариант, сделать партию отдельно для левого и правого канала. Это может быть один трек, но его необходимо продублировать на оба канала, для каждого свой. Суть одна, но звуковые вариации различны. Я повторяю, это идеальный вариант.

В худшем случае можно использовать эффект Dolby Surround - мнимое стерео, основанное на разном (по времени) проигрывании звуков в левом и правом канале. Временная задержка в пределах миллисекунд, уже создаёт эффект стерео. Ещё вариант - проигрыш различных звуковых дорожек с преобладанием на один канал. Ну например Close-Hat играет с преобладанием на правый канал, Open -Hat на левый канал и.т.д. Я тут говорил только об ударной партии, но это же, можно использовать и для других партий.

Совет - придавайте живости в основном реальным инструментам. Звук пианино просто нуждается в хорошей реверберации и delay, однако применять это для TR 404 мне кажется довольно бессмысленно (ну разве для достижения определённого эффекта).
Отсюда делаем вывод "Живым звукам - живое звучание"



| Главная страничка | Вернуться к списку статей |

© 2000-2002 Optima Graphics Web Design
При использовании материалов необходима ссылка на сайт X-Party как источник информации и линк на главную страницу (http://www.x-party.narod.ru)
Оптимальное разрешение странички 800x600.

Hosted by uCoz