Итак, рано или поздно, перед нами встаёт вопрос о том, чтобы перевести запись с обычных audio
лент, в mp3. Естественно, для этих целей скорее всего будет использоваться обычный магнитофон.
Самая главная проблема при такой записи, это наличие шумов. Они бывают нескольких видов.
Первые, это высокочастотные шумы, которые возникают в следствии не очень качественной
записи на ленту. Вторые, наиболее ощутимые, это низкочастотные шумы, которые сочетают в
себе шумы самой ленты и шумы магнитофона. С этим можно и нужно бороться.
Наиболее хорош для шумоподавления Noise Reduction в Cool Edit. Звукорежиссеры хвалят Arboretum Ionizer, якобы
из-за того, что он избавлен от внесения фазовых артефактов в обработанный материал, знакомые советуют Sonic Foundry Noise Reduction. Но мои уши пока что
влюблены в CoolEdit-овский шумодав. Кроме того, ни в каком другом нет столько настроек и
опций, да и то, что он работает медленнее (читай добросовестнее) других - тоже говорит о многом.
Существует также весьма неплохая программа реставрации DART Pro , однако детальное
сравнение всех этих программных продуктов выходит за рамки данной статьи.
Итак, после многотрудной фильтрации необходимо взять 1,5-1,6 секунд шума перед каждой (для
максималистов) или какой-нибудь средней фанерой (но только с той же кассеты и стороны, откуда
взята фонограмма). Далее:
1. Сделать профиль этого 1,5 секундного шума (Get Profile from Selection) с параметрами:
Snapshots in profile = 1024…4096
(в зависимости от мощности компьютера).
FFT Size = 4096
(эту цифру я нашел оптимальной для подавления шума после многочисленных
экспериментов); Не рекомендую ставить максимальный размер FFT, так как это повлечет в
результате увеличение так называемого Hiss-шума сигнале.
2. Теперь, отфильтрованную фонограмму выделяем и уничтожаем шум тем же Noise Reduction в
Cool Edit. Параметры могут быть разными (поэкспериментируйте с кнопкой Preview). Но я, после
долгих опытов, могу для магнитофона порекомендовать следующие параметры:
Precision Factor = 12
(для максималистов - все 14, для Preview - 8). Параметр определяет точность
вычислений;
Smoothing Amount = 0 (именно 0!).
Параметр вносит допуск на погрешность вычитания спектра
шума из спектра сигнала в дБ. Чем больше - тем хуже;
Transition Wide = 6
(для очень крутых аппаратов (400$) - 3, очень дешевых - 7…9). Параметр
подобен предыдущему, только более гибко управляет процессом вычитания спектра (тоже в дБ);
Noise Reduction Level = 35…42
(при Transition Wide = 6, в зависимости от уровня записи сигнала на
кассете. Если запись на ленте была точно под 0 дБ, ставьте 37). Параметр определяет уровень
порога удаляемого спектра шума. Наиболее капризный параметр. Обратно зависит от величины
Transition Wide.
Нередко приходиться повторно нормализовать фонограммы под -0,2 дБ (это стандарт для CD-
Audio), так как шумоподавление может серьезно уменьшить энергию сигнала. Все готово к MP3-
кодированию! Правда, бытует мнение, что нормализация перед сжатием в MP3 - это очень вредно,
и Вы на это должны идти лишь в случае ощутимого различия между уровнями отдельных каналов
или просто слабого (-3…-6 дБ) уровня фонограммы в конечном итоге. Это как раз тот случай,
когда решать Вам.
Более подробную информацию смотрите на сайте iXBT