Обработка звука. Часть I обработка open и close hat
Очень часто можно услышать высказывания о том, что музыка начинающих музыкантов звучит
"непрофессионально". На мой взгляд основная причина заключается в неправильном
обработке музыкальных произведений. Не достаточно придумать мелодию, её надо ещё
правильно обработать. В сфере профессионалов, обработку делают звукоинженеры, находясь в
специальных студиях. Алгоритм достаточно прост. Сначала пишутся звуковые дорожки, а после
этого звукоинженеры, подключая различные новомодные фишки пытаются соединить их
воедино. В результате таких действий и рождается оригинальная версия трека, который потом
мы можем услышать. В среде непрофессионалов достать мало-мальски профессиональный
микшер, не говоря уж о работе в студии, остаться несбыточной мечтой, поэтому приходится
проводить звуковую обработку на том что есть. Я конечно имею ввиду компьютер и различный
софт по обработки звукового материала.
Данная статья предназначена как раз для последних.
Мой первый совет предназначен для любителей программ разряда Dance Machine и им
подобных. Сейчас я не говорю, что на таких программах невозможно сделать ничего путного,
поскольку некоторые умудряются таки выжать из них некоторое подобие музыки. Хуже другое.
Даже принимая во внимание хорошее разрешение самих лупов и сэмплов, чаще всего это 44100
kHz 16bit, они не сочетаются между собой в частотных рядах. Именно из за неправильного
частотного сведения, музыка звучит ужасно непрофессионально. Избежать этого можно, но для
этого надо писать музыку в более профессиональных программах. Большинство музыкантов
выделяют из общего ряда следующие программы: Fruity Loop, Orion PRO, Cubase, Acid -
написание и сведение композиций. Buzz - для любителей трекерной музыки. Cool Edit, Sound
Forge - обработка и мастеринг. Итак, с софтом немного разобрались. О том как и чего делается в
этих программах я не буду рассказывать (про это и так написано много), другое дело обработка.
Вот об этом то мы и поговорим.
Частотное разделение, про которое я упомянул выше, является неотъемлемой частью
обработки. Идеальный вариант, это обработка исходных лупов, затем написание композиции,
разделение этой композиции на отдельные дорожки (сэмплы) с последующей обработкой и
окончательным сведением. После этого следует включить ещё финальную обработку перед
записью на CD, либо другой носитель. Вы видите, что обрабатывать музыку по этой схеме
приходится много раз, что даёт залог хорошего и профессионального звучания., но отнимает
массу времени и сил. По такой схеме пишутся в основном те треки, в которых присутствуют
живые инструменты и живая игра. В электронных произведениях в принципе можно обойтись
только двумя этапами обработки.
Первый этап - обработка лупов, второй этап финальная
обработка. Такая схема является примитивной, но при кропотливой работе тоже даёт в итоге
профессиональное звучание. На этапе отбора и обработки лупов, мы придаём каждому нужный
частотный диапазон звучания. Не принимая во внимание различные музыкальные ходы и
решения, в большинстве случаев каждая партия звучит на определённой частоте. Партия close
hats - в основном работают в качестве подзвучки на самых высоких частотах (до 20kHz).
Для примера возьмём исходный луп этой партии из Fruity Loop (красный) и сравним его АЧХ с тем
лупом, который прошёл частотную обработку в Sound Forge (жёлтый). Ясно видно, что
необработанный луп звучит практически одинаково по всему диапазону частот, мало того после
11 kHz имеется явный спад, что крайне нежелательно сказывается на звуке. Обработанный луп
тоже имеет спад, но он не так значителен. Значимая частотная составляющая лежит в диапазоне
от 4 - 12 kHz то есть практически не затрагивает средние частоты. На слух такой hat будет
восприниматься очень хорошо.
Проводить данный вид обработки можно двумя путями - непосредственно из музыкального редактора, либо посредством звуковых редакторов. В первом
случае (вариант для Fruity Loop) в настройках лупа, жмём закладку INS и устанавливаем фильтр
HP (High Pass) с установками Cut по центру, а Res немного не доводя до центра.
Для варианта со звуковым редактором подойдёт Sound Forge 4.5 или выше. Можно в установках Process >>
Graphic EQ, выставить частоты 16-20 kHz приблизительно по 7 dB, но лично я поступаю
несколько иным путём. Сначала загружаю исходный луп и копирую его в новое окно. Затем в
этом новом окне я проделываю операцию описанную выше, но с другими установками. Все
частоты кроме 16-20 kHz убираю в -60 dB, затем нормализую Process>> Normalize по 0,00 dB.
После этого копирую в буфер (Ctrl+C) и возвращаюсь к исходному лупу. Тут так же
посредством уже знакомой операции установках Process >> Graphic EQ выставляю -60 dB
средние частоты до 4 kHz и смешиваю получившееся с тем что у нас в буфере обмена,
посредством операции Edit>>Paste Special>>Mix.
Теперь самое главное на слух, либо
ориентируясь по данным АЧХ, а ещё лучше и тем и другим, подбираю установки величины
смешивания. Учтите, что менять громкость у исходного лупа не рекомендуется, так что
оперируйте громкостью Clipboard.
Разобравшись с close hat перейдём к рассмотрению open hat. Тут проблема заключается в
другом. Нам нужно гармонично связать между собой конец полосы средних частот, и верхние
частоты. Да, да, этот hat должен иметь высокочастотный призвук, хотя некоторые ошибочно
полагают обратное. На графике жёлтым - после обработки, а красным исходный вариант. Как
видно, в исходном варианте захватывается часть низкой и начало средней полосы частот.
Величина небольшая, порядка -50dB, однако пренебрегать её не стоит, поскольку это будет
нежелательно сказываться на вокальной партии и басовой. Вторая неприятность которую нужно
было исключить, это очевидный частотный завал после 12kHz.
Теперь о самой обработке. Для
начала партию open hat прогнал во Fruity Loop используя те параметры фильтров, о которых
говорилось выше. После записи получившегося баталии перемещаются в Sound Forge. Тут
нужно сделать всё тоже самое, только с другими установками эквалайзера. Итак в копии лупа
оставляем все частоты до 11kHz. Нормализуем по 0dB. У исходного лупа, частоты до 250 kHz
убираются, 250 - 500 kHz тоже убираются но до -40dB.
Затем смешиваем и слушаем что
получилось. Разумеется все эти операции мы проводим только с качеством записи материала
44100 Hz 16bit, а ещё лучше 48000kHz 24bit, но такой формат поддерживается не всеми
редакторами. После тщательной обработки мы загружаем прошедшие обработку лупы в
музыкальный редактор. Выставляйте небольшие значения громкости. В клинических случаях,
некоторые умудряются ставить для хэтов такую громкость, что она заглушает основную тему, а
иногда даже ударную партию!!! К сожалению встречается и такое. Хэт должен звучать
воздушно, и не обращайте внимание на громкость.
Музыка записанная с CD качеством
отображает все высокочастотные нюансы музыкального произведения, по этому и ценится среди
меломанов. В заключении скажу, что данный пример обработки не является единственным и
всё что вы хотите сделать, вы можете делать, коли этого требует ваша задумка. Отступление от
музыкальных норм вполне обычное явление, более, музыкальное экспериментирование бывает
иногда даже полезным, так что дерзайте!!!