Бесспорный факт, в России есть большое количество талантливых электронных музыкантов,
которые умеют делать, и делают, качественную электронную музыку. Однако в отличии от
своих зарубежных коллег, большинство Российских электронщиков весьма ограничены в
финансовом плане. Что и говорить, многим не хватает денег даже для того, чтобы прикупить
полнофункциональную MIDI клавиатуру, не говоря уж о таких вещах, как студийный микшер,
или нормальный DAT рекордер. Может быть именно по этому сейчас стали так популярны
различные программные синтезаторы и другой профессиональный софт, для полноценной
работы со звуком. В сегодняшней статье речь будет идти об софтовом синтезаторе Reality.
Для начала я выскажу, то, что за последнее время накипело у меня на душе. Бродя по
различным форумам, сайтам, чатам и.т.д. я понял, что настоящее будущее Российской
электронной музыки будет заключено в тех, кто сейчас делает первые шаги в освоении
программных синтезаторах. Иногда хочется взять в руки СВД ( в миру Снайперская Винтовка
Драгунова) и отстреливать по очереди тех людей, которые заявляют, что круче настоящих
синтезаторов ничего нет. Ради смеха представьте, что И.С. Бах, вместо того, чтобы творить
очередной шедевр, сидел бы с задумчивым видом и размышлял о том, что в АЧХ его родного
муз. инструмента, имеется небольшой спад в области частот 430-435 Гц. А ведь именно этим и
занимаются многие, с позволения сказать, музыканты. Нет ребята, я скажу прямо, если человеку
дано писать музыку, он будет писать её на чём угодно.
Слушая музыку, народ в первую очередь оценивает мелодию, а не частотные нюансы. Не буду спорить, что послушав некоторые
произведения начинающих музыкантов, профессиональные звукоинженеры пойдут и сделают
себе харакири, из за ужасного сведения и.т.д., однако сама задумка автора от этого не потеряет
своей привлекательности. Если мне нравится мелодия, то лишь в последнюю очередь я обращаю
внимание на чистоту звука и качество сведения, как я уже сказал, по большому счёту эта
привилегия остаётся за профессиональными звукоинженерами.
На фоне этого, заявлять, что железячные синтезаторы круче просто не уместно. Резонный вопрос - чем круче? Аналоговый
звук...не буду спорить, поскольку это и так бесспорный факт, но дайте синтезатор обезьяне. Что
она с ним будет делать? Как минимум будет использовать в качестве наковальни для
раскалывания кокосовых орехов, а как максимум использует для извлечения несуразных и
непонятных звуков. В качестве обезьяны, можете понимать человека, который купил себе какой
нить Roland TR 707 и ходит с растопыренными пальцами типа "...вы чё...я крутейший мега
музыкант". Другие "обезьяны" покупают себе целую студию, выпускают пару непонятных
вещей и опять таки ходят распальцованые "... мы супер мега проект, а все остальные просто
уроды, поскольку у нас есть студия, а у них нет..."
К чему я так много говорю об этом? Говорю я это к тому, что недостаток денег и оборудования,
это ещё не препятствие к тому, чтобы стать музыкантом. Думаю, что компьютер сейчас есть
практически у каждого, поэтому именно на компьютере вы можете создавать любую интересную
музыку. Прав был человек, сказавший, что на любую музыку найдётся тот, кто её оценит.
Уф, теперь я сказал что хотел и можно перейти непосредственно к рассмотрению музыкальных
синтезаторов. Вообще по словам многих людей, в плане перенесения железа, в рамки
компьютера преуспела небезызвестная фирма D-Lusion, взять хотя бы их программу Rubber
Duck, но сегодня я немного расскажу о потрясающей программе-синтезаторе Reality.
Это полноценный синтезатор, который может не только оцифровывать звук в отдельный файл,
посредством рендеринга, но и генерировать звуки в реальном режиме времени, при наличии
MIDI.. Итак упрощённо, на железячном синтезаторе, звук генерируется приблизительно
следующим образом - в генераторе синтезатора, происходит формирование звуковой волны
(чаще всего это синусоида, пила, треугольник и.т.д) далее этот сигнал поступает на процессор
обработки, который придаёт ему ту или иную характеристику, в результате чего и получается
конечный сигнал, который можно услышать. Есть ещё синтезаторы, с заранее записанными
банками сэмплов, но сегодня речь не о них. В синтезаторах программных всё происходит
примерно так-же.
В программе Reality есть возможность выбирать несколько возможных
вариантов синтеза. Самый известный Analog/FM/Sampling. Не случайно все алгоритмы
представлены одной строкой, так как процесс синтеза звука в данном случае практически
идентичен. Для небольшой проверки я использовал сэмпл от реального синтезатора Nord Klavia
и был очень удивлён тем, как грамотно менялась тональность звука в процессе проигрывания
мелодии. Это и не удивительно, так как хоть звук в конечном итоге получается цифровой, но вот
сами внутренние процессы обработки звуков приближаются к настоящим аналоговым
устройствам. Кроме данного вида синтеза есть ещё 20 эксклюзивных математических моделей.
Тут нужно сделать небольшое отступление и сказать, что разработчики Seer Systems постарались
действительно на славу. Отбросив старые алгоритмы они пошли другим путём, перенеся на
программный код, физическую структуру поведения реальных звуковых инструментов. Не
даром их программа надолго опередила своё время, ведь при релизе программы, мощности
компьютеров ещё не хватало для полноценной обработки звуковых моделей, да и сейчас при
особо насыщенном звуке компьютер иногда может серьезно задуматься и даже клипануть в
особо клинических случаях. Последний алгоритм синтеза Patchwork позволяет собрать в единое
целое несколько видов синтеза и служит для создания сложных звуковых картинок. Сразу
скажу, что синтезатор Reality отнюдь не для новичков.
Вспоминаю время, когда я пробовал работать с этой программой. Тогда всё в ней мне казалось очень непонятным и радовало только
то, что проигрывая в ней MIDI я удивлялся качеству звука и насыщенному музыкальному
колориту. Открыв её недавно вновь я поразился тем возможностям, которые предоставляет
программа. Дремучий лес из различных настроек, установок, параметров и.т.д, приобрёл
осмысленную форму. Ко всему этому добавьте возможность для работы с саунд фонтами SF2.
У многих новичков перед интерфейсом Reality, возникает необузданный первобытный страх,
который проходит после деинсталяции этого синтезатора. Что я могу посоветовать, если вы ещё
не достаточно подготовлены, то пробуйте сначала более «дружественные» программы типа
ReBirth, Fruity Loop и многих других. В будущем, возможно, я расскажу более подробно о том
как и что делать в этой программе. После того, как слова Cutoff, Low Pass, LFO...не будут
вызывать на вашем лице недоумённое выражение, смело грузите Reality и тогда вы оцените её
возможности в полной мере.