Ждем чтобы выстрелило.
Несколько лет назад, абсолютно случайно (как это и бывает) встретились два музыканта - Борис
Назаров и Аркадий Марто.
Разговор о музыкальных вкусах незаметно привел к созданию группы "Moscow Grooves
Institute"...
Раньше Борис играл в эйсид-джазовой группе "УКВ", а Аркадий сотрудничал с группами
"Мегаполис", "Тепло Земли" и сольно развивал "Eject Project".
"Институт" долгое время занимался чистыми исследованиями и экспериментами с популярным
в то время "Министерством Психоделики".
Вместе они постоянно играли в эфире радио "Субстанция" и специально для этого записали в
97-м альбом "Окружающая среда".
В том же году группа триумфально выступила на фестивале Казантип.
На следующих фестивалях группа появляется в качестве хэдлайнеров.
В том же 97-м Аркадий и Борис участвуют в создании русско-американского проекта "Детский
Панадолл", с которым записали два альбома.
А в 99-м совместно с бас-гитаристом "Детского Панадолла" Сергеем "Ровным" Беляевым
группа записала альбом "Пицца", но из-за кризиса он тогда так и не вышел.
Затем последовали несколько ремиксов на популярные композиции "Мегаполиса" ("Женское
сердце") и "Мумий Тролля" ("Невеста").
За время работы в студии у группы набралось неиспользованного материала на целую
пластинку, которая и была выпущена под названием "Commercial".
Так по стечению обстоятельств третий альбом появился раньше второго.
Весной 2000 года сингл "Без обмана" "Мумий Тролля" вышел с ремиксом МГИ, а осенью
музыканты участвовали в "Необыкновенном концерте" группы в Гостином Дворе в качестве
почетных приглашенных музыкантов.
Программа из синтеза "живых" клавишных инструментов от "Moscow Grooves Institute" стала
украшением концерта.
Только что группа выпустила в продажу альбом "Пицца", сняла клип на песню
"Stereophonique" и работает над материалом для пластинки, которая должна выйти в Японии.
"Moscow Grooves Institute" при записи "Пиццы" это:
Борис Назаров (компьютер, вокал), Аркадий Марто (клавиши),
Сергей Беляев (бас).
Аппаратура, используемая в студии MGI
- Ensoniq ASR-10 (сэмплер, первый инструмент, купленный в 1995 году);
- Korg Prophesy (соло синтезатор);
- E-Mu Moprheus (полифонический синтезатор);
- Roland Groovebox MC303;
- E-Mu ESI-32 (сэмплер);
- Waldorf Pulse (монофонический синтезатор, используется для записи басовых партий);
- Yamaha DX-7 (полифонический синтезатор);
- Jomox X Base 09 (драм-машина);
- Novation Supernova (полифонический синтезатор)
С первым клипом Moscow Grooves Institute проблемы - сначала попросили много денег.
"За столько денег лучше новый аппарат в студию купить", - подумали Борис и Аркадий.
С аппаратом тоже проблемы.
Moscow Grooves Institute любят давать концерты, причем живые.
Таскают технику по глубинке, она изнашивается.
После последнего Казантипа в синтезаторе нашли мертвого кузнечика, и его смерть сочли
мучительной, но прекрасной.
Таскают инструменты, потому что любят все играть вживую, а не просто так колбаситься на
сцене, отдавая машинам все делать за них.
Потом им придумали к клипу сценарий и на всякий случай отнесли его раскадровку на русское
MTV.
"Ну, мы хотели, чтобы там был типа день из жизни Христа, но на всякий случай, чтобы было
непонятно, что это Христос. То есть, он там вроде и распят, а вроде и не распят, и вообще
это, может, просто мужик с бородой".
MTV сказало решительное "Нет" неполиткорректным идеям Бориса и Аркадия.
Пришлось думать дальше.
Так произошло чуть ли не первое столкновение с суровыми реалиями шоу-бизнеса, встреч с
которым Moscow Grooves Institute до того, в общем-то, удавалось благополучно избегать.
Вообще, история у MGI просто замечательная.
Аркадий, которому сейчас сорок один, в доисторические времена играл не пойми что на
синтезаторе - в косухе, с длинными волосами и ужасно зверским видом ("Боров (который из
"Коррозии Металла") просто отдыхает", - уточняют MGI).
Потом попал в концертную группу Эдуарда Артемьева - одного из пионеров русской
электроники, ее официального крыла.
Играл в раннем "Мегаполисе".
Пытался научить их прогрессивным звукам, но нашел слишком большими тугодумами и,
поучаствовав в записи первой пластинки, которая потом вышла на "Мелодии", группу покинул.
Потом его звали обратно, он помог кое-что записать.
"Белка и Стрелка" и "Волга" - плод как раз тех усилий.
Через какое-то время старший из MGI нашел занятие по душе - сидел на студии и создавал
видимость бурной деятельности, за что в качестве вознаграждения получал всю технику в
полное распоряжение по ночам.
И писал эмбиент, который случайно услышал Борис Назаров, тогда студент МГИМО, а ныне
его 25-летний выпускник, искавший место, где на наибольшую халяву можно было записать
сочиненный им синтезаторный эйсид-джаз.
Записать все получилось.
В качестве ответа на сакраментальное "А чем вы тут вообще занимаетесь" был выдан на
прослушивание эмбиент, по сравнению с которым "Брайан Ино отдыхает".
Дальше все было вместе - мучительный переход на "ты", куча музыки, записанной для
удовольствия, и удачный поиск единомышленников.
Разное случалось - например, MGI играли легендарные джемы на волнах радио "Субстанция" -
в рамках "Министерства Психоделики" вместе с музыкантами из Alien Pat Holman.
А самыми главными соратниками стала группа "Детский панадолл" и владелец лейбла Citadel
Раф.
Аркадия вызвали играть на клавишах, он и заиграл. Но получалось слишком непредсказуемо.
Вместо положенных строгих ритмических квадратов в партии клавишных наблюдался полет
души, и барабанщику, который привык играть под стандартный аккомпанемент, приходилось
под этот полет подстраиваться, и вид у него был такой, как будто палочками он начнет стучать
не по барабанам и тарелкам, а исключительно по пальцам клавишника.
Из "Детского Панадолла" пришлось уйти, причем вместе с Аркадием и Борисом оттуда свалил
басист Ровный, который тоже хотел чего-то другого.
Примерно в это время вышли и первые пластинки Moscow Grooves Institute. К тому моменту
записей накопилось столько, что надо было просто выбирать, что к чему лучше подходит, и
формировать диски по вкусу.
То есть, про те давно записанные несколько часов эмбиента MGI тоже иногда вспоминают и
вяло говорят о том, что и их надо бы как-нибудь под настроение выпустить.
Помимо пластинок, которые вышли в последнее время (более ранняя "Pizza" и более поздний
"Commercial"), Moscow Grooves Institute занимаются проектами, предназначенными на
экспорт.
Конкретно - в Японию.
Есть контракт с неболшим японским лейблом, но продаваться ему в виде MGI ребята не
захотели.
Специально для жителей Страны восходящего солнца они - Т-34. Из всех стилей и направлений,
которые умеют играть MGI, японец выбрал вещи наиболее экстравагантные, с этническими
мотивами.
"Остального, - объяснял он, - у нас и так навалом".
Теперь приходится писать именно такие вещи, хотя на самом деле это было, кажется, единичное
озарение без особого желания продолжать в том же духе.
Самое большое, не считая грядущего прорыва на Восток, достижение Moscow Grooves Institute
- творческая дружба с "Мумий Троллем".
Началась она вполне невинно.
Для сборника электронной музыки "Усилок" понадобилось что-то такое, к чему бы потянулись
оптовики. С этой целью позвонили продюсеру "Тролля" Леониду Бурлакову и спросили,
нельзя ли что-то отдать на растерзание. Отдали тогдашний хит "Невеста?", MGI его
отремикшировали, "Усилок" вышел. "Троллям" результат понравился, и в итоге, в ноябре
прошлого года, Борис с Аркадием играли на пафосном "Необыкновенном концерте" "Мумий
Тролля" в Гостином дворе - заполняли паузы между песнями и где-то просто подыгрывали.
Теперь их зовут играть еще и на следующий московский концерт "МТ" - в Олимпийский.
Но на самом деле вся история Moscow Grooves Institute - вещь прикладная и не особенно
важная.
Ребята сами по себе очень правильные.
Например, Борис.
С виду вполне преуспевший человек, к тому же - МГИМО закончил.
Спрашиваешь: "А чем, кроме музыки, занимаешься?" и думаешь, сейчас ответит типа "Ну есть у
меня пяток бензозаправок, на жизнь вроде хватает".
А на самом деле: "Да ничем больше не занимаюсь. А зачем?"
Хотя работа в общем-то такая, не то чтобы слишком прибыльная.
Зато любимая.
На каком-то дне рождения Аркадий вдруг отключился.
Когда пришел в себя, сказал взволнованным голосом: "Я слышал музыку".
День рождения в дальнейшем проходил без участников MGI, которые всю ночь напролет
переводили видение в реальные звуки.
Звуки получаются разными. Из этой истории получилась первая песня на диске "Pizza".
Который, в общем-то, очень хороший, но чуть однообразный. Есть отличное диско, есть песня с
суперхитовым припевом на французском (у Бориса он благодаря детству, проведенному в
Швейцарии, идеальный).
А все остальное держится на одном и том же ритме.
"Нет, - говорят MGI, - ритм там везде разный, это так только кажется.ю Вот кач действительно
одинаковый". "Кач?" "Ну, в смысле грув".
Сейчас MGI пребывают в сладостном ожидании.
"У нас еще много всякой музыки неизданной. Но мы ждем, чтобы нас вставило. Есть
предчувствие. Наверное, это будет арт". "Арт-рок?" "Нет-нет, ни в коем случае". "Ну, что-то
такоесимфоническое и помпезное?" "Да нет же". "А какой тогда арт?" "Ну, мы сами не знаем,
ждем, пока выстрелит".
До настоящего времени выстрел с MGI на российском пространстве прозвучать не мог.
Их отношение к музыке, качество звучания, странные ритмы... Да и люди они слишком
нормальные. В телевидении нашем такие не нужны.
В светскую хронику они не попадут, играть на "Максидроме" или "Нашествии" тоже никто
никогда не позовет.
Сто человек будут плясать под них в клубе "Бункер", где перед MGI играл Zdob Si Zdub, на
которого все и пришли, но захотели еще поотрываться.
Клип на MTV? Наверняка, пойдет. Там работают люди адекватные.
Более адекватные, чем хотелось бы.
Показывают все, но если в "Каприз" не присылают заявок, то ротация быстро закончится.
"Станция 2000" закрылась. "Наше радио" отважилось как-то прокрутить "Нож для фрау
Мюллер", страшно гордилось после этого собственной прогрессивностью, но к тем, которые
находятся в постоянном ожидании того, когда выстрелит, все еще относится настороженно.
Рекламодатели, они ведь люди капризные, а без них никуда. Вдруг окажется слишком умного
много, а Шевчука с "ЧайФом" мало?
Но сейчас ситуация немного изменилась.
То ли кровь поменялась, то ли владельцам эфирного времени что-то в голову ударило.
Ищут новых незапятнанных. Одна проблема - спрос не совмещен с предложением.
В странах с развитой экономикой шоу-бизнеса одинаково комфортно чувствует себя и мега-
звезда, и маленький альтернативный артист.
Потому что все ниши должны быть заняты.
Наша жизнь становится все более частной. И вкусы тех, кто не совпадает с большинством, тоже
надо удовлетворить. Интеллигентный хаус, замешанный на джазе.
Это, конечно, не Лесоповал.
И те, кто занимается эфирной музыкой, выставляют пальцы веером - чо это за петушок такой?
Но люди уже хотят это слушать. Хотят покупать.
А с MGI на гастролях произошел забавный случай.
То ли в Самаре, то ли еще где-то не очень близко к столице, после концерта, на котором, как
всегда, сильно поимпровизировали, подошел человек и сказал: "Как же так? Вот в той песне,
вы же там не "там-тарам-тарам" в припеве играли, а "тарам-там-там"..." Откуда он это
вообще слышал, понять не могут.
От такого, наверное, сильно вставляет. А если MTV? Тем более, что на вопрос, зачем клип, они
отвечают: "Ну, ведь надо, наверное, раскручиваться..."
Всем пора раскручиваться.
Юрий Яроцкий
- Joker #18 (440) май 2001. "Двое в ожидании пиццы"
- Yes! Декабрь 2000. "Вечные студенты"
- Yes! 2001. "Кто за новенького?"
- ОМ. Май 2001. "Moscow Grooves Institute"
- Птюч Connection. №4, 2001. "Moscow Grooves Institute"
Информация предоставлена Citadel Records